«Работать не простаивать»: Искусственные ограничения и неиспользуемые слоты на границе блокируют казахстанскую экономику
Ключевой пункт пропуска казахстанско-китайской границы «Нур Жолы» загружен. На границе – сотни фур. Особенно остро проблема проявилась в период с февраля по март этого года, когда фактическая пропускная способность составляла лишь 15% от заявленного лимита.
В ответ на ситуацию Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» инициировала совещание с участием порядка 140 представителей бизнеса, госорганов и транспортных компаний. Главной темой стало улучшение работы системы электронной очереди CarGoRuqsat, которая, по мнению участников, нуждается в срочной доработке.
«Мы поддерживаем работу госорганов по внедрению электронной очереди, но есть серьезные вопросы по цифровизации. Перевозчики жалуются, что не могут заехать на сам пункт пропуска – очереди настолько большие, что невозможно даже за месяц забронировать слот (прим. – забронированное время). А бизнес должен работать и приносить доход в экономику, а не простаивать», - подчеркнул заместитель председателя Правления НПП Мурат Амрин.
К слову, в это же время на заседании Совета безопасности президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал транспортную сферу, потребовав решения проблем в отрасли, что подтверждает озвученные бизнесом проблемы.
Так, сложности с логистикой замедляют процессы и негативно сказываются на внешней экономике, нанося ущерб казахстанскому бизнесу. Последние, в свою очередь, сталкиваются с большими убытками: китайские грузоотправители намерены перенаправить потоки через Россию и Кыргызстан, снижая транзитный потенциал Казахстана и подрывая привлекательность страны для логистических инвестиций.
А важнейший инструмент для регулирования потока «CargoRuqsat» только ограничивает количество автомобилей, которые могут пересечь границу до 550 в день. При этом сама инфраструктура «Нур Жолы» способна пропускать в 5 раз больше (2500 авто в сутки). Это искусственное ограничение привело к очередям длиной до месяца.
Еще одной проблемой является высокая доля неиспользуемых броней – более 32%, что снижает реальную пропускную способность системы и вредит перевозчикам. Это, в свою очередь, приводит к росту числа обращений к платным бронированиям, что является дополнительным ударом по принципам справедливости. По закону приоритет должны получать грузы особой важности – медикаменты, скоропортящиеся продукты, живые животные. На практике доступ к «ускоренной броне» покупает кто угодно, что нарушает принцип равного доступа.
«Пользователей также нужно дисциплинировать, поскольку ограниченное количество слотов должно использоваться всеми. Все хотят работать, но анализ показал, что в среднем 20-30% броней остаются неиспользованными из-за пользователей, которые просто не приезжают на пункты пропуска», - отметил исполнительный директор ОИПЮЛ «Национальная ассоциация перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов РК» Сайран Медеров.
Как отмечают представители транспортного бизнеса, проблема также кроется в проблеме с инфраструктурой. Представители ТОО «Golden Bridge Partners» отмечают дополнительные преграды, такие как длительные задержки в подтверждении въезда китайской стороной и трудности в использовании информационной программы «КЕДЕН».
По словам зампредседателя Правления НПП усложняет все и новые правила получения иностранных бланков разрешения для международных автоперевозок. В том числе, сокращение сроков выезда из Казахстана до 30 дней и привязка ИБР к VIN-коду транспорта.
На основе обсуждений, НПП РК «Атамекен» выработала ряд предложений для улучшения ситуации. К ним относятся пересмотр искусственных ограничений в системе «CargoRuqsat», усиление контроля за использованием платных броней, внедрение механизмов перераспределения неиспользуемых слотов в реальном времени и создание рабочей группы для внесения изменений в нормативные акты.
Оставьте комментарий:
Комментарии: