«КЕДЕН» глазами бизнеса: первые итоги независимого опроса – неудобно, долго и дорого
Полученные данные отражают реальное положение дел, где почти четверть опрошенных тратят на подачу информации больше суток.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» провела первый анонимный независимый опрос среди участников внешнеэкономической деятельности по итогам внедрения новой информационной системы НИП «КЕДЕН». Опрос стал частью мониторинга одного из ключевых инструментов системы – подачи предварительной информации (ПИ), предназначенной для упрощения регистрации прибытия товаров и транспорта на автопунктах пропуска, а также для автоматического преобразования ПИ в транзитную декларацию.
Цель инициативы НПП – собрать объективную обратную связь от реальных пользователей системы после её запуска на автопунктах пропуска в Казахстане.
Итоги опроса, запущенного 20 марта 2025 года, говорят сами за себя: у бизнеса накопилось немало критики, которую они передали в анонимной форме. Среди участников:
- 50% – таможенные представители (брокеры)
- 46,3% – перевозчики и экспедиторы
- Лишь 3,7% занимаются самостоятельным декларированием.
Таким образом, собранные ответы являются мнением профессионального сообщества, ежедневно сталкивающегося с новой системой в «полевых условиях».
1. Ожидания относительно улучшений в сравнении с предыдущей системой «АСТАНА-1» не оправдались:
- 75,9% респондентов не увидели никакого удобства.
2. Время – деньги, и теряются они в очередях
- 50% тратят на подачу ПИ от 1 до 8 часов
- 23,1% – более 24 часов, что значительно превышает разумные сроки и негативно сказывается на логистических цепочках и расходах бизнеса.
3. Рост затрат
- Лишь 44,2% отметили, что их расходы остались прежними
- 42,3% – зафиксировали увеличение затрат, как прямых, так и косвенных.
4. Частота ошибок
- 47,2% пользователей регулярно сталкиваются с ошибками со стороны таможни
- Еще 39,6% винят техническую неподготовленность самой инфраструктуры.
Фактически, почти 9 из 10 респондентов заявляют о системных сбоях, мешающих бесперебойной работе.
5. Слабая информационная поддержка
- 43,4% заявили, что не получали никакой информации о запуске и работе новой системы
- Только 35,8% участвовали в обучении или тестировании функционала.
Низкий охват информационной кампании может объяснять часть проблем - от недопонимания процесса до неправильного заполнения данных.
Вместе с тем, половина респондентов (50%) признались, что ошибки устраняются только после подачи жалоб в адрес КГД или разработчиков.
Так, результаты опроса указали на наличие существенных проблем в реализации и эксплуатации системы НИП «КЕДЕН»:
- чрезмерные затраты времени и средств
- высокая вероятность ошибок
- слабая информационная и техническая поддержка.
Национальная палата «Атамекен» продолжит мониторинг ситуации и сбор обратной связи от участников ВЭД для выработки дальнейших конструктивных решений.
Оставьте комментарий:
Комментарии: