Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Нашли лишнего на стройплощадке: МПС хочет упразднить Институт технического надзора

01 Апреля 2024
8926 просмотров

В ходе пресс-конференции, проведенной Министерством промышленности и строительства на площадке Службы центральных коммуникаций 18 марта т.г., Вице-министром МПС Тимуром Карагойшиным поддержана инициатива Республиканского союза проектировщиков Казахстана (РСПК) об объединении технического и авторского надзоров под руководством проектной организации.

Указанное предложение, как и его поддержка отраслевым министерством, вызвало широкий резонанс среди бизнес-сообщества в сфере строительства, которое решительно выступило против выдвинутой инициативы.

По информации Председателя Комитета строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Президиуме Нацпалаты «Атамекен» Ирины Манжановой, данное предложение не обсуждалось с отраслевыми ассоциациями и союзами в сфере строительства, аккредитованными в Палате.

Она отметила, что РСПК, являясь членом вышеуказанного Комитета, не выносило направленные в уполномоченный орган предложения на рассмотрение Комитета, и не получала их одобрение.

«Это предложение – не мнение всего рынка, а только одной ассоциации. Практический все члены Комитета строительства и жилищно-коммунального хозяйства Президиума НПП «Атамекен», объединяющего в себя 16 республиканских ассоциаций и союзов, в том числе таких объединений как Национальная ассоциация проектировщиков Казахстана, Союз строителей Казахстана, Ассоциация застройщиков Казахстана, Союз инжиниринговых компаний Республики Казахстан, Национальная ассоциация строительной отрасли Республики Казахстан и др. выразили категорическое несогласие с данным предложением», – рассказала Ирина Манжанова.

По мнению Директора департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен» Назиры Усеновой, уполномоченному органу не следовало опираться на мнение только одной ассоциации, а получить консолидированную позицию бизнес-сообщества, путем направления соответствующего запроса в НПП «Атамекен», как это всегда происходит по всем рассматриваемым уполномоченным органом инициативам бизнеса. В данном случае, МПС уже объявило об их поддержке, без широкого обсуждения вышеуказанной инициативы со всеми заинтересованными сторонами.

«После выхода в средствах массовой информации новости о поддержке МПС предложений Республиканского Союза проектировщиков Казахстана, к нам стали поступать многочисленные обращения от других отраслевых ассоциаций и союзов, организаций, оказывающих услуги по техническому надзору за строительством о несогласии с указанными предложениями и просьбами оказать содействие в недопущении реализации данной инициативы», - рассказала Назира Усенова.

Многие эксперты отрасли уверены, что ликвидация института технического надзора крайне негативно отразится на процессе строительства объектов.

По их мнению, объединение технического и авторского надзоров под руководством проектной организации приведет к снижению контроля и соответственно, качества строительно-монтажных работ.

«Национальная Ассоциация проектировщиков Республики Казахстан не поддерживает предлагаемые меры по объединению услуг авторского и технического надзоров. Эти надзоры имеют разные функции, полномочия и компетенции. Авторский надзор отвечает за реализацию строительства объекта согласно утвержденному проекту, реализацию заложенных архитектурных и технологических замыслов, а технический надзор контролирует сам процесс строительства, его техническую составляющую, соблюдение технологий строительства, качество строительно-монтажных работ, конструкций и применяемых материалов. Оба вида надзора важны для обеспечения качественного выполнения строительных объектов и должны выполняться разными компетенциями», – считает Мейрбек Жаманкулов, Президент Национальной Ассоциации проектировщиков Республики Казахстан.

По мнению представителей подрядных организаций, выполняющих строительно-монтажные работы, на практике нередки случаи, когда в процессе реализации проекта выявляются ошибки в проектно-сметной документации либо иные, не учтенные в проекте необходимые проектные решения. При этом, в редких случаях авторы проектов самостоятельно обнаруживают данные ошибки и пробелы, и выступают инициаторами корректировки проектно-сметной документации, поскольку сами должны будут нести ответственность за их исправление. Как правило, проектные организации ссылаются на наличие положительного заключения государственной экспертизы. В этой связи, важную роль имеет независимость технического надзора от авторского, поскольку именно технический надзор выявляет нарушения на объекте.

«Откровенно говоря, целью будет открыть «завтра» компанию, которая будет «карманным технадзором». На практике это будет выглядеть следующим образом: работы под управлением авторского надзора, будет осуществлять собственная «карманная» компания по техническому надзору, которая естественно будет скрывать недостатки в проекте, вынужденно подписывать акты выполненных работ, а это соответственно коррупционные риски, и все эти процессы скажется на снижении качества строительства», – считает Серикжан Мергенбаев, заместитель Председателя Президиума Союза строителей Казахстана.

По его мнению, сегодня технадзор защищает Заказчика от всех возможных нарушений со стороны подрядчика. Проектировщик также является подрядчиком у Заказчика и не может сам себя контролировать, выполняя надзорные функции.

Представители рынка считают, что аргументы МПС в пользу необходимости объединения институтов технического и авторского надзоров  о том, что их функции дублируются и приводят к размытию ответственности и коррупции не соответствуют действительности, поскольку их функции и ответственность четко разделены и регламентированы законодательством и нормативными правовыми актами в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

«По-моему мнению, если кто-то и лишний на стройплощадке, так это авторский надзор. Ведь проектировщик разработал проектную документацию, она прошла проверку государственной экспертизы. А дальше технадзор должен контролировать реализацию проектных решений. При необходимости проведет лабораторные испытания. И если строительство идет без изменений проекта, то проектировщику нечего делать на стройплощадке. А если они потребуются, будет привлечен проектировщик. Функции авторского надзора - это форма, а функции технадзора – это содержание. Проектировщику важно проектное положение объекта, а как это достигалось, какие технологические операции и каким образом выполнялись - это может проследить только техзнадзор. То есть технадзор может выполнить функции авторского надзора, а авторский надзор не может заменить технадзор. В конце концов, сегодня проектировщики не разрабатывают ППР – проект производства работ», – считает Канапия Нурбатуров, президент Ассоциации  «Индустриальные строительные технологии Республики Казахстан».

Эксперты уверены, что в случае перехода службы технического надзора под управление проектной организации, возникнет высокая вероятность бесконтрольного подписания форм подрядчика согласно сметы с завышенными объемами и не соответствующих фактическому выполнению.

Только независимая служба технического надзора позволяет установить баланс и пресечь сговор между проектной организацией и подрядчиком по подписанию завышенных, не выполненных объемов работ, установленных проектом.

Наряду с влиянием на качество строительства и прозрачность расходования бюджетных средств при реализации проектов строительства, реализуемых за счет средств государственного бюджета и средств квазигосударственного сектора, реализация инициативы Республиканского союза проектировщиков Казахстана приведет к ликвидации института технического надзора, а значит, ликвидации более 25 тысяч субъектов бизнеса в данной сфере.

Субъекты рынка выражают надежду, что уполномоченный орган пересмотрит свое мнение, и проведет всесторонний анализ данной инициативы, с учетом мнения всех заинтересованных сторон, и возможных негативных последствий в случае ее реализации.

Кроме того, в случае внедрения предлагаемой инициативы уполномоченным органом, для субъектов предпринимательства могут появиться риски ужесточения ведения бизнеса, что, в свою очередь, требует проведения процедуры анализа регуляторного воздействия в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

Фото: с сайта https://www.gdemoi.ru/

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры