astana-view

Реестр проблем

№677

Касательно оплаты суммы об обеспечении иска, освобождении имущества от ареста и иных исполнительных документов - с физических лиц 20 МРП, юридических лиц 40 МРП.

Выявлен административный барьер касательно законности взимания частными судебными исполнителями 20 МРП в качестве оплаты своей деятельности с каждого участника кредитного товарищества за снятие арестов с имущества, наложенных определением суда, в качестве мер по обеспечению иска. В целях получения разъяснений по вопросу законности оплаты должником 20 МРП за наложение и 20 МРП за снятие мер обеспечения иска от уполномоченного органа, ПП ВКО направлен запрос в Министерство юстиции Республики Казахстан (далее-МЮ РК), согласно полученного ответа от МЮ РК: «оплата деятельности частного судебного исполнителя (далее — ЧСИ) взимается за каждое исполнительное производство отдельно». При этом, МЮ РК ссылается на следующие нормативно-правовые акты: Согласно пункту 1 статьи 116 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее – Закон) частный судебный исполнитель самостоятельно финансирует свою деятельность. В соответствии с пунктом 1 статьи 118 Закона оплата деятельности частного судебного исполнителя производится за счет средств, взысканных с должника, и устанавливается в размере от трех до двадцати пяти процентов в зависимости от категории дел и суммы взыскания с установлением предельных размеров не более десяти тысяч МРП. По исполнительным документам не имущественного характера оплата деятельности частного судебного исполнителя устанавливается в МРП. Пунктом 4 статьи 118 Закона предусмотрено, что размер оплаты деятельности частного судебного исполнителя утверждается Правительством РК по представлению уполномоченного органа. Согласно подпункту 2) постановления Правительства РК от 4 мая 2014 года № 437 «Об утверждении размеров оплаты деятельности частного судебного исполнителя» (далее-Постановление Правительства) сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя, уплачиваемая в рамках исполнительного производства об освобождении имущества от ареста устанавливается с физических лиц 20 МРП, с юридических лиц 40 МРП. Таким образом, определения судов об обеспечении иска или отмене обеспечения иска являются исполнительными документами, по которым ЧСИ возбуждает отдельное исполнительное производство. Согласно статье 1 Закона под исполнительным производством понимаются меры, направленные на принудительное исполнение исполнительных документов с взысканием с должника исполнительской санкции, пени, расходов по исполнительному производству, оплаты деятельности частного судебного исполнителя. Например, по Восточно-Казахстанской области АО НК «СПК «Ертіс» имеет 326 проблемных договоров с кредитными товариществами, общее количество проблемных кредитных заемщиков составило 4 660 человек, К примеру, кредитное товарищество «Ақтас – Несие» Глубоковского района ВКО, состоит из 24 участников, из них 20 участников Постановлением апелляционной коллегии по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда освободили от солидарной ответственности 20 МРП (50 500 тенге) * 20 = 1 010 000 тенге, а в масштабах страны 2 261 добросовестных заемщиков, тогда частные судебные исполнители получать около 114 миллионов тенге. Таким образом, ПП ВКО считает, что требования ЧСИ о выплате 20 МРП с каждого участника КТ за услуги по наложению и 20 МРП по снятию обременения с имущества участников КТ, является не соразмерной оплатой за деятельность ЧСИ. Кроме того, необходимо отметить, что снятие мер обеспечения иска, освобождение имущества от ареста касается также юридических лиц. С учетом того, что юридические лица в процессе своей хозяйственной деятельности зачастую обращаются в судебные органы за защитой своих прав и законных интересов суды по инициативе истца накладывают меры по обеспечению иска (статья 157-158 Гражданского процессуального кодекса РК). Между тем, действия частного судебного исполнителя ограничиваются только вынесением постановления о снятии мер обеспечения иска с направлением его в информационную систему. Так, частный судебный исполнитель, при вынесении одного постановления зарабатывает 50 500 тенге (20 МРП) с физических лиц, а по исполнительным документам юридических лиц 101 000 (40 МРП) только за одно исполнительское действие по снятию мер обеспечения иска, что является не соразмерной оплатой, когда 1 человек получает минимальную заработную плату в размере 42 500 тенге за месяц, другой за один документ от 50 500 до 101 000, либо по своему усмотрению взыскать двойную сумму за наложение и снятие мер обеспечения иска. Кроме того, согласно требованиям статьи 119 Закона частный судебный исполнитель может авансировать своих расходы с истца по обеспечению наложения мер обеспечения иска. Таким образом, частный судебный исполнитель вправе взыскать с должника не только 20 МРП с физического лица и 40 МРП с юридического лица, но и расходы на исполнительные действия за наложение мер обеспечения иска.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

Инициировать перед МЮ РК и Правительством Республики Казахстан, в соответствии с пунктом 4 статьи 118 Закона пересмотреть размеры (тарифы) оплаты деятельности частного судебного исполнителя в сторону их снижения, с учетом того, что тарифы являются завышенными (не соразмерными проведенной работе со стороны частного судебного исполнителя) и не пересматривались с 2014 года. В этой связи, считаем необходимым внести изменения в абзац 2 пункта 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 4 мая 2014 года № 437 «Об утверждении размеров оплаты деятельности частного судебного исполнителя», либо утвердить новые тарифы. Внести изменения, либо вынести новое Постановление Правительства об утверждении размеров оплаты деятельности частного судебного исполнителя, где абзац 2 пункта 2 изложить в следующей редакции: об обеспечении иска, освобождении имущества от ареста и иных исполнительных документов - с физических лиц и юридических лиц - не более 2 МРП.

Пути решения:

1. Направить запрос в МЮ РК; 2. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2019-09-03 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2020-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
03.09.2019; По информации ДИСА МЮ РК, вопрос снижения размеров оплаты по исполнительным документам об обеспечении иска или отмене обеспечения иска прорабатывается государственным органом (инициатива государственного органа). ДИСА МЮ РК в целях выработки единой позиции по определению размеров оплаты ЧСИ направлено письмо в РПЧСИ РК (вх. № 10433/19 от 14.08.2019 г.). 21.08.2019 г. направлено письмо в ДИСА МЮ РК о предоставлении информации о принятом решении по итогам проведенной работы ДИСА МЮ РК и РПЧСИ РК (исх. № 9921/17).
04.12.2019; ДИСА МЮ РК направлено обращение НПП РК "Атамекен" для рассмотрения в РПЧСИ РК. Ожидается ответ. ГП РК выразило позицию о согласии с доводами НПП РК "Атамекен". Вопрос прорабатывается.
10.02.2020; Направлено повторное письмо в МЮ РК (исх. № 1474/17 ОТ 07.02.2020)
24.01.2020; поступил ответ РПЧСИ, готовится повторный запрос в уполномоченный государственный орган.
24.09.2019; РПЧСИ РК предложения не поддержаны, вопрос на стадии доработки в МЮ РК
25.10.2019; 24.10.2019 г. направлено письмо на имя Министра юстиции РК.
26.02.2020; Получено письмо МЮ РК, согласно которому в настоящее время в Мажилисе Парламента рассматривается инициированный депутатами проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства» (далее - Законопроект), который направлен на совершенствование законодательства, регулирующего сферу исполнительного производства и развитие деятельности частных судебных исполнителей. После принятия законопроекта будет проведена соответствующая работа по приведению в соответствие с ним ряда подзаконных актов по вопросам исполнительного производства. В рамках данной работы планируется внесение изменений в постановление Правительства от 4 мая 2014 года № 437 «Об утверждении размеров оплаты деятельности частного судебного исполнителя».
27.12.2019; 26.12.2019 г. направлен запрос в РПЧСИ о предоставлении позиции по вопросу для дальнейшей проработки. Информация по данному вопросу также направлена по запросу в рамках Правительственного часа.
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

Баймолдина Баян Хамитовна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Руководитель подразделения:

Савеленко Олег Владимирович

Управляющий директор- директор

ДЕПАРТАМЕНТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Скачать

Еншілес ұйымдар

Серіктестер